«Состояние его было настолько невыносимым, что смерть, пожалуй, стала бы ему лучшей наградой в этот момент. Время остановилось…» Наш маленький человечек не мог ничего поделать со своей несчастливой судьбой, прописанной за него кем-то. Не мог и поэтому повторил тот стандартный, но унылый путь, что в народе метко описан фразой «Начали за здравие, закончили за упокой!» Ему так казалось.
Не мог, не получилось, не вышло, само… Маленький человечек вдруг вспомнил, как однажды один мудрый человек сказал ему, что если честно посмотреть на свои «не могу», можно обнаружить, что практически все они равны «не хочу». И только от самого человека зависит, что он выбирает при решении своих проблем. Соглашается через анестезию «не могу» жить со своими ограничениями. Либо понимает, что за любым «не могу» стоит «не хочу» (напрягаться, терять комфорт, менять привычки и проч.) и все, что требуется для снятия ограничений – увидеть их, принять соответствующее решение, а далее просто применить свою волю для приложения и поддержания необходимых усилий. Тот же человек сказал, что жизнь устроена очень просто. Сложной ее делает наш ум, навязывающий жизни свои «правильные» представления о ней. Ум, бьющийся с жизнью в бесконечных попытках объять необъятное и совместить несовместимое.
Безысходность и боль момента совершили с ним то, чего он не мог сделать раньше сам. Они заставили его посмотреть на свою жизнь со стороны. Сон наяву, который мог длиться еще целую вечность, неожиданно закончился. Восторг и вдохновение момента наполняли его, требуя срочно совершить что-то значимое и героическое. Например, найти того самого человека. Ведь он заранее дал нашему герою возможность найти свою внутреннюю точку опоры. Подходящий момент наступил, как, впрочем, и бывает всегда, в тот момент, когда все еще маленькому человечку, опустившемуся на дно разочарования своей жизни, стало очевидно, что так жить нельзя и следует искать какой-то иной способ жизни, иной путь. Он стал искателем иной жизни и сам совершил переворот своего мировоззрения с головы (обусловленности и фантазий ума) на ноги (объективная реальность).
Поиск того самого человека оказался несложным – поисковик, сайт учителя и его Школы, почта. Перед тем, как обратиться за помощью, наш новоиспеченный искатель потратил некоторое время, чтобы почитать книги и статьи человека, мудрость которого принесла в жизнь долгожданные изменения. Все, что он читал, находило внутренний отклик. Вдохновения от того, что «ты не один» стало еще больше. Но тут же появились сомнения… Сколько раз такое же вдохновение было обмануто в прошлом. Стоит ли начинать снова? Ведь красивые и правильные слова часто расходятся с делами, а дела с истинными намерениями людей. С такой же историей можно столкнуться снова. Зачем?
Но сомнения быстро развеялись – на том же сайте нашлись одна, две, десять, двадцать, сто статей учеников мудреца. Все тексты учеников резонировали с текстами их учителя. Причем до такой степени, что неподготовленный человек мог бы подумать, что написаны все они одним человеком. Однако наш искатель был уже в состоянии заметить и различить множество несовпадающих деталей и особенностей форм изложения. Они однозначно говорили о большом количестве авторов. Дело учителя проявилось и продолжилось в его учениках. Этого хватило, чтобы принять единственное правильное решение – надо писать и пытаться стать учеником Школы.
Письма оказалось недостаточно. Личная встреча и беседа должны были определить возможность обучения. Встреча затягивалась… Через пару недель ожидания у нашего героя, вновь ощутившего себя маленьким человечком, появились мысли об очередной ошибке. Даже о секте, которая тщательно готовила для него западню. Позже он вспоминал об этом с улыбкой… Встреча, конечно, состоялась!!! И началось обучение, постепенно приучающее нашего героя к новому и давно забытому ощущению ученика. Главным в жизни на многие годы вперед стало слово Работа.
Духовная работа протекала регулярно, почти как в обычной школе. Выполнялись индивидуальные практики и упражнения. Ученик самостоятельно определял удобное время и место для практик. В практиках, постепенно усложняясь по принципу снизу-вверх, производилась работа с ощущениями физического тела, с энергиями эфирного (эмоционального) тела, с содержаниями ума. Через некоторое время обучения абсолютно большая часть практик была направлена на работу с умом и его многочисленные содержаниями и состояниями. Все практики, вне зависимости от места их приложения, требовали иного, чем в повседневной жизни, качества управления собственным вниманием. То, что бессознательно и привычно распылялось годами, мучительно и постепенно начало собираться в сознательно управляемый инструмент собственного развития и проявления.
Встречи с учителем, которого наш вдохновленный ученик постепенно начал называть Мастером, происходили регулярно – очно один раз в неделю совместно с другими учениками или заочно на индивидуальных видеоконференциях. Активная работа с умом и вниманием требовала постоянного внешнего наблюдения и присмотра за обучаемым. Учитель оказывал необходимую ученику помощь всякий раз, когда тот начинал «блуждать во тьме» и терять Путь.
Важной формой работы для нашего искателя, впрочем, как и для многих других, являлись групповые встречи. Иногда общаться с 5-10 коллегами по кругу ему было приятно. Но часто, особенно в первые несколько лет, это общение вызывало много дискомфортов и напряжения. Известно, что соринку в чужом глазу заметить намного легче, чем полено в своем собственном. Каждый из участников круга имел прекрасную возможность неоднократно столкнуться с истинностью этого утверждения. Только по истечении многих лет обучения наш герой осознал, насколько благотворным было влияние группы, являющейся одновременно и безжалостным зеркалом его истинных состояний, и инструментом поддержки, когда таковая ему была необходима. Многократные колебания между этими полюсами помогали в загадочном процессе, который духовная традиция давно называет духовным трением и стиранием эго.
В первые годы обучения внешняя жизнь отошла для бывшего маленького человечка на второй план. Основное насыщение впечатлениями давала уже внутренняя работа и все, что было с ней связано. Тем не менее, с какого-то момента он стал замечать постепенно нарастающий поток внешних изменений. Восприятие внешних событий и поступков окружающих людей стало иным. Из него ушла большая часть привычного ранее напряжения. Дальние и близкие люди стали говорить нашему герою, что он стал каким-то иным. Что он сильно изменился, но при этом никто не мог точно описать эти изменения. Из круга общения стали постепенно уходить те, кого он с большей или меньшей привычкой называл раньше друзьями и приятелями, уступая место новым отношениям, более спокойным, но одновременно глубоким и насыщенным. Постепенно изменились отношения с близкими и родственниками. В них появилась непривычная ранее открытость и тепло. Изменилась его работа, став, с одной стороны, намного более насыщенной и результативной, а с другой стороны, менее эмоционально перегруженной.
Он на собственном примере неожиданно понял, почему жизнь обычного человека кто-то из мудрых метко назвал метафизическим сном или сном наяву. Он увидел, что вся его прошлая «почти сознательная жизнь» являла собой череду поведенческих шаблонов и автоматических реакций. И те и другие были наработаны годами и десятилетиями повторений и работали сами, вовремя включаясь и выключаясь, передавая эстафету активности один другому. Носитель автоматизмов мог постоянно отсутствовать в моменте «здесь и сейчас», то проваливаясь в прошлое, то улетая в будущее или погружаясь в мир собственных фантазий. Ну чем не сон?
Наш герой постепенно изучал свою внутреннюю природу, делая массу открытий тех явлений жизни, которые объективно существовали до его рождения и будут существовать после. Он постепенно увидел и ощутил, что он сам не есть только физическое тело и материя. Кроме тела внутри и вокруг него постоянно присутствует энергия. Она никогда не стоит на месте, постоянно течет, преобразуясь из одного вида в другой с невероятной скоростью. В физическом теле энергия может концентрироваться и уплотняться, используя тело как носитель или даже как аккумулятор. Самой важной и характерной для человека оказалась эмоциональная энергия, проявляющаяся почти постоянно в часы бодрствования.
Наш герой много читал перед тем, как пришел к Школу. Авторы книг часто оперировали, как самими собой разумеющимися, понятиями эмоций и чувств. Но никто из них не мог объяснить, чем первые отличаются от вторых и что между ними общего. Он разобрался наконец в бесконечной путанице эмоций, чувств и мыслей. Чувства оказались итогом взаимодействия содержимых эфирного тела (эмоции) и тела ума (мысли). И все! Так просто…
Мастер выделял 5 неделимых форм проявления эмоциональной энергии – страх, гнев, печаль, тревога и радость – рождали бесконечную палитру эмоционально-чувственных проявлений. Он столкнулся лицом к лицу со своим «старым знакомым» – гневом. Запрет на его выражение и постоянное его подавление, вносили в прошлую жизнь невероятное количество напряжения, которое стало очевидным лишь теперь. Работа с гневом и ее результаты позволили совершить одно из главных открытий. Эмоции, как и любые естественные внутренние состояния, появляются для того, чтобы быть выраженными. Они рвутся наружу, являясь естественной формой обмена с окружающей средой. Там они рассеиваются или концетрированно воздействуют на что-то или кого-то, насыщая и изменяя окружающую реальность. С радостью нет проблем выражения – это единственная позитивная эмоция. А вот с негативными все происходило намного хуже. Будучи запертыми внутри тела в результате подавления, они создавали напряжение, которое человек вынужден постоянно преодолевать, расходуя свои внутренние ресурсы и саму жизнь, укорачивающуюся и деформируемую в этой бессмысленной борьбе.
Он постепенно научился делать то, что было ему недоступно в его прошлой жизни. Он перестал подавлять свои эмоциональные состояния, как поступал раньше, например, в отношении гнева. Он стал говорить окружающим то, что он думает и выражать им свои внутренние состояния. Каких усилий ему стоило научиться преодолевать внутреннее сопротивление своих автоматизмов и представлений о том, что хорошо и что плохо в этой жизни, что делать можно, а что нельзя ни при каких обстоятельствах, мы умолчим – скромность украшает настоящих героев. К его удивлению первичный рост напряжения в отношениях с окружающими, явившийся следствием неожиданных для них «выраженческих проявлений» нашего героя, постепенно пошел на убыль. Общаться с людьми, виданное ли дело, стало приятно и интересно. Со временем, когда выражение приобрело множество оттенков и его форма стала подбираться в соответствии с видением момента, в старых связях появилась большая искренность. Выражение и открытость привели постепенно к правде, которая стала новой нормой жизни. «В чем сила, брат?..» Он ощутил на собственном опыте единственно правильный ответ.
Он смотрел на своих друзей детства, одноклассников и одногруппников. Увядающая жизнь перед его взором и его новое стремление к жизни внутри. Как объяснить им и как помочь? Тебе, нашедшему ответы на многие тупиковые вопросы, если твоя помощь приводит их к необходимости все менять и переходить к активной жизненной позиции. Если ты слышишь в ответ: «Брось! В 50-60 лет?!! Не смеши нас. Нас и так здесь неплохо кормят…»
Поиск источников гнева привел нашего искателя в собственный ум. Идеи о том, как должна быть устроена жизнь, собственная и жизнь вообще, формировали внутренний жесткий идейный каркас для восприятия всего, что не происходило бы внутри нашего героя или вовне. Они являлись основой внутренней Модели мироздания, которая постоянно вступала в противостояние с реальным Мирозданием, пытаясь навязать ему ту правильность и справедливость, что была усвоена от окружающих людей как непреложная догма в детстве и юности. Бессознательность учителей и учеников сделали гнев на всё и всех главным итогом обучения, сохранившимся на всю жизнь. Кроме идей в уме открылась целая вселенная разнообразных содержаний, перечислением которых мы не будем утомлять неискушенного читателя здесь, но вернемся к ним в подходящем для этого месте и времени.
Бесконечная болтовня и активность ума стали в какой-то момент чередоваться с полной тишиной и внутренним покоем. Наш герой стал иногда ощущать себя как бы стоящим на границе двух комнат – маленькой залитой светом комнаты сознательного ума и бесконечно большой и темной комнаты ума бессознательно. Он стал видеть истоки своих внутренних состояний и их внешних проявлений. Следствия из светлой комнаты обрели наконец-то связи с причинами из комнаты темной. Внутреннее напряжение и беспокойство ума, так характерные для него ранее, явно покидали его.
Он вернулся обновленным к внешней жизни. Работа и активность стали с какого-то момента (невиданное дело!) приносить удовольствие. Он не хотел, как было обычно раньше, все быстро закончить и отдохнуть. Более того, активность нарастала. Появились недоступные ранее профессиональные достижения. И это даже пугало какое-то время. Ведь наш славный маленький (в прошлом) человечек был уже совсем не юн.
Состояние становилось намного более ровным. Во внутреннем пространстве появился неведомый ранее объем, похожий на бесконечность. Качество этого состояния постоянно развивалось, углубляясь и истончаясь одновременно. В какой-то момент внутри появилась и окрепла связь, которую он, вероятно (кто же упомнит) имел сразу после рождения, но утратил, разменяв на свое проявление в мире и социализацию. Духовная работа все больше совмещалась с работой мистической, открывая прямую связь. Наш герой начал писать статьи и обучать тех учеников, которые пришли в Школу позже него. Он стал для своих учеников учителем, чем-то схожим по проявлениям со своим Мастером. Его действия становились все более и более совершенными, обретая правильную форму, совершаясь в правильное время и в правильных местах. Его не покидало ощущение нарастающей внутренней силы и готовности творить чудеса, так похожие на те, что индусы издавна называют сиддхами.
Но он продолжал двигаться вперед, не смотря на временные неудачи, и даже не взирая на многочисленные достижения. Он просто двигался вперед, обретая, чем дальше, тем больше, понимание, что рожден именно для этого – двигаться и развиваться, никогда не останавливаясь в этом процессе. Он стал исключением из общего правила. Он остался в миру, но стал не от мира сего. Он захотел изменить себя, и он сделал это. Что же осталось? Вспомнить известную поговорку – «Хочешь изменить мир, измени себя!» – и идти в мир. Важность факта данного понимания и стала причиной появления на свет этой сказки. Надеемся, что у нее еще будет продолжение.

